Наличие или отсутствие детей определяет в туркменском обществе отношение
окружающих к женщине и ко всей семье в целом. Желание иметь как можно
больше детей - одна из характерных традиционных черт семейной жизни не
только туркмен, но и других народов . Это потверждается меткими народными
пословицами и поговорками: "Дети - наше счастье" , " От
детей немало хлопот, но без хлопот к чему этот свет ", "Дети
- основа счастья", "Дом с детьми - базар, дом без детей - мазар".
Рождение ребенка - одно из самых важных событий в семейном быту туркмен.
Молодые женщины испытывали страх перед бесплодием, так как бездетность
вела к потере престижа в глазах супруга и его родственников. Среди туркмен
была распространена пословица: "За плодоносящим деревом ведут хороший
уход, а дерево, не приносящее плоды, идет на топливо". Бесплодных
женщин называли - "сухое дерево", их остерегались приглашать
на семейные торжества, боясь, что несчастье может перейти на членов семьи.
Помимо нравственных страданий, приносимых женщине бесплодием, муж мог
воспользоваться правом полигамии. По представлениям туркмен, считалось
естественным иметь вторую жену, если у первой нет детей. По этому поводу
в народе существовала пословица: "Чтобы хорошо жилось бездетной женщине,
ей нужно быть ласковой к сыну второй жены мужа". Бездетные семьи
не вызывали сожаления, а подвергались осуждению. К бездетным относились
как к людям, не принимающим участия в укреплении рода. Обычай предавать
всеобщему позору бездетных имеет древние корни и находит отражение в туркменском
фольклоре - дестанах, героическом эпосе, сказках, поэмах.
Так, в дестане " Хурлукга и Хемра" мотив бездетности сохраняет
реликты древних обычаев и представлений. Обычай предавать всенародному
позору бездетных находит свое отражение и в героических сказаниях "Деде-Коркут",
где также отражены многие древние обычаи и представления огузких туркменских
племен.
В "Песне о Богач-Джане, сыне Дерсе-Хана" рассказывается о пирах,
которые каждый год устраивал хан Баюндур для туркмен огузов. Устраивая
пир, для туркмен он говорил: "У кого нет ни сына, ни дочери, того
поместите у черного знамени, разложите перед ним черный войлок, поставьте
перед ним мясо черного барана; станет есть - пусть ест; не станет- пусть
поднимется и уйдет. У кого есть сын, поместите у белого знамени, у кого
есть дочь - у красного знамени; у кого нет ни сына, ни дочери, того проклял
всевышний Аллах".
Мотив бездетности фиксируется во многих туркменских поэмах: "Шасенем
и Гариб", "Зохре и Тахир, "Асли и Керем", "Гул
и Билбил". Вполне возможно, что обычай позорить бездетных в своей
основе связан с периодом родоплеменных отношений, когда рождение детей
у любого члена рода означало его укрепление в целом. Отголоски этого древнего
обычая фиксируются и в памятнике 10- 11 вв. "Деде- Коркут".
На этих дестанах, так же, как и на многих пословицах и поговорках, воспитывались
целые поколения туркмен, и это глубоко проникало в психологию женщин.
Говоря о бездетности, следует отметить еще один момент: когда с продолжением
рода связывали возможность передать свое имя.
У туркмен очень прочно сохраняется древний обычай давать имена в честь
умерших предков и родственников. Этот обычай имеет глубокие корни и связан
с определенными народными представлениями о душе. Вера в то, что с именем
предка в ребенка входит его дух, основывается на представлении об имени
как о душе человека, которая, покинув тело умершего, будет потом вселяться
в того или иного потомка через его имя. Отсюда и все тревоги о продолжении
рода и отношение к бездетности как к самому большому несчатью, ибо тогда
бездетному отцу некому передать свое имя. Туркмены полагали, что душа
умершего бездетного мужчины будет бесконечно маяться, не находя покоя.
В связи с этим желание иметь много детей и сохранить их было долгом каждого
туркмена...>>
|
|